Рекламные слоганы и фразы – это не менее важная составляющая бренда, чем название, логотип или коммерческая символика.
Слоганы используются для создания и поддержания образа, узнаваемости компании целевыми потребителями.
Понятие «регистрация фразы» достаточно размыто описано в ГК РФ, потому у предпринимателей часто возникают проблемы с защитой маркетинговой формулировки рекламной идеи.
Обеспечить безопасность слогана можно при помощи товарного знака.
Согласно статье 1259 ГК РФ слоган не является объектом авторских прав. В судебной практике отдельные фразы также не рассматриваются как объект авторской интеллектуальной собственности.
Рекламный слоган как часть индивидуализации бренда защищен с момента регистрации товарного знака. Для этого потребуется зарегистрировать исключительные права, указав точную формулировку фразы.
Регистрация товарного знака производится в ФИПС – подразделении Роспатента. Ведомство ведет единый реестр, в который вносит всю информацию об объекте индивидуализации на территории РФ, в том числе и о рекламной фразе.
Авторское право и товарный знак – это отдельные понятия, включающие разную степень правовой защиты. Подробнее:
Рекламная фраза может считаться произведением, потому является объектом авторских прав. Однако при этом нужно учесть юридические нюансы.
Компания, использующая слоган, должна подтвердить возможность им распоряжаться: например, автор слогана (сотрудник) передал исключительные права на слово через отдельный договор или с подрядчиком, подготовившим рекламную кампанию, заключено соглашение на заказную работу.
Кроме того, автору стоит задепонировать слоган, чтобы иметь подтверждение авторства.
Пример ошибки, допущенной при оформлении авторства:
Компания «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» подала в суд на конкурента «Данон-Индустрия» из-за фразы «В подарок вашему иммунитету», используемой для продвижения бренда.
Истец требовал перестать использовать похожий слоган.
Однако заявитель не смог документально подтвердить передачу исключительных прав на лозунг от их сотрудника, который был ответственен за его создание.
В иске к «Данон-Индустрия» было отказано.
Еще одно юридическое отличие понятий – срок действия. Товарный знак регистрируется на 10 лет и может быть продлен. Авторские права действуют в течение всей жизни владельца и 70 лет после его смерти.
Регистрация рекламной фразы в качестве товарного знака поможет компании предотвратить незаконное пользование или копирование конкурентами. Если права и интересы будут нарушены – владелец может подать заявление в суд и получить возмещение ущерба.
Товарный знак затрагивает не только конкретную фразу. В рамках процедуры регистрации можно защитить и графические формы выражения лозунга бренда: например, стилизацию слогана картинкой.
Для регистрации фраза или слово должны быть уникальными. Проверить оригинальность лозунга можно в реестре Роспатента. После регистрации у заявителя возникают исключительные права на рассматриваемый объект интеллектуальной собственности. Речь о товарном знаке в целом, а не только о конкретном слогане. Поэтапный порядок регистрации:
Заявитель должен подготовить полный спектр сведений о регистрируемом объекте. Также для регистрации нужно подобрать виды деятельности по МКТУ, которые будет затрагивать защита. В некоторых случаях проще перепоручить дело пантерному бюро.
В среднем на оформление процедуры уходит от 3 до 14 месяцев. В результате заявитель получает на руки свидетельство, на базе которого подтверждено исключительное право на фразу.
Любой товарный знак действителен в течение 10 лет. Правообладатель может продлевать этот срок неограниченное число раз – через каждые 10 лет повторно направляя заявление в Роспатент и оплачивая государственные пошлины.
Если за время использования товарного знака у компании произойдут изменения (например, появится другое название или адрес) – их нужно внести в официальный реестр.
Правообладатель имеет право передать право владеть или распоряжаться товарным знаком. Однако все соглашения должны быть зарегистрированы в Роспатенте, иначе не будут иметь законной силы.
Зарегистрировать можно фразу любой длины – многие заявители пытаются при этом оформить слоган в одну строку. Это не обязательное условие. Правила допускают запись фразы, например в 2 или 4 строки. Процедура регистрации затрагивает товарный знак в целом, и при этом не важно, как он будет оформлен.
Если конкуренты попытаются оформить слоган, приводя в качестве аргумента альтернативную запись – это не поможет в суде.
Также требования практически не затрагивают содержимое фразы. Однако стоит избегать излишнего пафоса, громкости или вульгарности.
Эффективный лозунг должен быть четким и отражать политику бренда, показывая потребителю его сильные стороны.
Примеры зарегистрированных фраз:
Свидетельство, выданное в Роспатенте, подтверждает факт охраны прав заявителя на территории России.
Если компания планирует работать или продавать товары на зарубежных рынках, то получить защиту можно в соответствующих органах других стран. В этом случае есть два варианта действий:
Многие организации игнорируют вопрос правовой безопасности своих рекламных фраз. Некоторые «не нуждаются» в узнаваемости или полагают, что никто не захочет украсть их слоган. Однако в ряде случаев промедление может привести к финансовым потерям и нанесению ущерба имиджу.
Например, «Омсквинпром» зарегистрировал фразу «Connecting people» в России раньше, чем компания «Nokia» (несмотря, что оригинальный правообладатель использовал ее раньше). Это привело к правовым спорам.
Чтобы избежать финансового ущерба, избежать судебных разбирательств и ущерба имиджу бренда вы можете обратиться в патентное бюро «Первоисток». Специалисты компании помогут зарегистрировать и обезопасить результаты интеллектуальной деятельности на территории России и за ее пределами.
Подробнее о ценах и перечне услуг можно узнать на отдельной странице сайта.
Для бесплатной консультации и дополнительной информации вы можете связаться с нами по телефону +7 (499) 113-16-74 или заказать обратный звонок.
Полезная информация:
Другие услуги патентного бюро:
Популярные услуги