Разработка товарного знака – это процесс создания уникального обозначения, которое будет отличать товары вашей компании от товаров конкурентов.
При создании своего бренда следует должное внимание уделить проработке графического или словесного обозначения. В будущем оно будет вызывать ассоциации у потребителя именно с вашими товарами или услугами.
Следует помнить, что индивидуализация продукции – это не единственная функция торговой марки. Она является вашей интеллектуальной собственностью и поэтому ее можно оценить и поставить на баланс фирмы.
На ее стоимость прямо влияет известность бренда, которая создается не только качеством товаров, но и грамотно созданным знаком. Ни для кого не секрет, что продукция известных компаний вызывает доверие у потребителя, и скорее всего, он выберет именно её, а не схожий товар малоизвестного бренда. Поэтому продуманная разработка дизайна товарного знака позволяет увеличить спрос на товары/услуги компании и повысить ее прибыль.
Перед тем как приступать к созданию обозначения, необходимо выбрать, каким оно будет: словесное, изобразительное, объемное или комбинированное (ст. 1482 ГК РФ).
Больше всего регистрируют словесные (состоящие из слов и словосочетаний) и комбинированные товарные знаки (сочетающие в себе слова и изображение). Они легко запоминаются потребителями, поэтому способствуют продвижению продукции компании.
При этом стоит отметить, что словесные обозначения необязательно должны содержать какой-то смысл (см. ВИНО & МОРЕ ВИНО И МОРЕ VINO & MORE), но и могут быть фантазийными (см. ВОЛМАРТ).
Помните, что недостаточно просто придумать красивый слоган и стилизованное изображение. Ваш товарный знак должен соответствовать нормам закона. Этой теме у нас посвящена отдельная статья «Охраноспособность товарного знака». Поэтому мы только вкратце обозначим основные моменты для лучшего понимания данной темы.
Различительная способность – это свойство товарного знака вызывать у покупателя ассоциации с вашей продукцией. Наличие такого признака является обязательным и в ст. 1483 ГК РФ перечислены основания, при наличии которых в регистрации заявителю откажут.
Например, нельзя зарегистрировать торговую марку «Вкусное мороженое» для маркировки этого продукта, так как слово «мороженое» указывает на категорию товара, а «вкусное» – на его качество (пп. 3 п. 1 ст. 1483 ГК РФ). Это же обозначение не подойдет для продвижения строительных материалов, так как будет вводить потребителя в заблуждение, что также запрещено (пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ). Понятно, что десерт и строительные изделия никак не связаны.
Второй не менее важный момент – это проверить свой товарный знак на уникальность, потому что точно такой же или очень похожий знак уже может быть зарегистрирован. Два таких обозначения точно не зарегистрируют и если вы подадите заявку, то вам откажут (п. 6 ст. 1483 ГК РФ).
Таким образом, даже если вы придумаете оригинальное название, но оно не согласуется с действующим законом, то с большой вероятностью получите отказ в регистрации. Это в свою очередь повлечет потерю не только времени (так как регистрация товарного знака занимает по меньшей мере 8 месяцев), но и финансовых затрат – пошлину обратно не возвращают.
Их также еще называют эффективными, то есть именно наличие таких характеристик побуждает потребителя совершить покупку, заказать услугу и т.д.
Наибольшую прибыль приносят товарные знаки, которые:
Товарный знак «Маша и Медведь» однозначно поднимает настроение не только детям, но и взрослым.
Наименование «ПОКУПАЙ ВОДУ А НЕ БУТЫЛКИ БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ» ясно говорит о бережном отношении к окружающей среде.
Помимо описанных выше видов обозначений существуют также категории, которые необходимо учитывать при разработке и регистрации товарного знака. Отношение обозначения к определенной категории влияет на вероятность регистрации и различительную способность. Мы начнем с тех, которые будут наиболее охраноспособны, то есть шансы на их регистрацию выше, чем у остальных.
Из названия этой категории понятно, что обозначение не несет в себе никакого смысла, а просто является выдуманным. Такие вымышленные обозначения легче зарегистрировать, так как вероятность того, что кто-то придумал что-то подобное - невысока.
Однако, если вы только начинаете свой бизнес, то необходимо придумать такое слово или словосочетание, которое покупатель сможет быстро запомнить. Однако в начале бренд труднее продвигать и сделать узнаваемым, так как вымышленных слов просто не существует.
Например, товарный знак «IKEA» - это аббревиатура, которая состоит из имени и фамилии создателя бренда и места его жительства.
Второе их название – условные, то есть они обладают лексическим значением, но никак не соотносятся с товарами компании. Такие товарные знаки легче зарегистрировать, так как они не указывают на качество или вид товара, но для продвижения продукции потребуются услуги опытных маркетологов.
Например, отечественный бренд «ДОДО ПИЦЦА» в словесной части содержит название экзотической птицы «додо», которая была полностью истреблена людьми. При этом сам товарный знак никакое отношение к птицам не имеет.
Такие обозначения вызывают у потребителя определенные эмоции, воспоминания. Они полностью не характеризуют товары, но наводят на мысли о свойствах и особенностях продукции.
Например, товарный знак «Веселый Молочник» явно указывает на товары, которые производятся под этим обозначением – молочная продукция, но не называет их. Такие торговые марки отлично запоминаются потребителями, но при их регистрации есть риск получения отказа, если обозначение будет сильно описывать товар.
Они указывают на свойство товара, его предназначение, вид и другие характеристики. Описательные слова практически всегда признаются неохраняемыми и поэтому регистрировать такие товарные знаки достаточно сложно.
Например, в обозначении «Сыр Ламбер» слово «сыр» не охраняется товарным знаком, так как указывает на вид товара.
1) Составление технического задания, согласно которому будут работать специалисты. В нем необходимо указать:
2) Создание нескольких отличных вариантов товарного знака.
3) Проверка охраноспособности торговой марки – соответствует ли она требованиям закона и не зарегистрированы ли похожие обозначения.
4) Утверждение окончательного варианта.
После того как вы определились с дизайном обозначения, его необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Исключительное право на него будет принадлежать только после того, как вы пройдете регистрационную процедуру (п. 1 ст. 1484 ГК РФ). Ознакомиться подробно со всеми этапами регистрации вы можете, прочитав нашу статью «Регистрация товарного знака».
Если вы спроектировали свой товарный знак, но оказалось, что похожее обозначение уже зарегистрировано, не стоит сразу отказываться от его регистрации. Можно доработать словесную и (или) изобразительную часть торговой марки, чтобы уменьшить риск противопоставления схожих знаков.
На этом этапе разработки мы остановимся более подробно, так как большинство заявленных на регистрацию обозначений приходится дорабатывать.
Этой работой занимается профессиональные дизайнеры вместе с патентным поверенным. Первый придумывает, как изменить логотип или словесную часть в соответствии с предпочтениями клиента, а второй – проверяет его на возможность регистрации.
1) Текст заменить графикой. Для того чтобы избежать фонетического (звукового) и визуального сходства некоторые элементы слова можно сделать нечитаемыми. Один из наиболее частых приемов – исполнение буквы в виде частей животного, растения, связанных между собой символов. Например, букву «К» заменить на основание цветка и его лепестки. В итоге получается совершенно новый графический элемент.
В примере про «МОСКОФЕ Московский кофе» буквы «о» выполнены в виде кофейных зерен.
2) Изменить шрифт на графику, но оставить слово читаемым. Наименование можно попробовать выполнить в другом отличном шрифте и разбавить цветовым сочетанием. В результате новый вариант товарного знака не должен вызывать ассоциации с противопоставленным обозначением и словесная часть не должна пересекаться с ним.
3) Соединить вместе графические элементы и словосочетание. Здесь снова буквы заменяются на графические составляющие. Например, вы регистрируете обозначение «HASKY», чтобы производить и продавать игрушки для собак. Букву «А» можно заменить в виде головы собаки этой породы, но при этом само слово можно будет прочитать, как «HASKY».
4) Изменить словесную часть. В этом случае следует добавить отдельные слоги в слова или достроить словесный элемент таким образом, чтобы он приобрел совершенно другой смысл.
Разработка графического товарного знака – это целый комплекс действий, включая создание словесной части, логотипа, его детализации с учетом позиционирования бренда и требований Гражданского кодекса.
Если у вас хватает свободного времени, фантазии и есть опыт, то вы можете сами разработать свой товарный знак. Второй 100%-ый вариант – это обратиться за помощью в наше патентное бюро «Первоисток». Наши дизайнеры создадут уникальное обозначение, придумают словосочетание и изображение, которое будет характеризовать ваш бизнес и привлекать внимание потребителя. После этого патентные поверенные проверят разработанный вариант на охраноспособность и при необходимости доработают обозначение, чтобы в результате его точно зарегистрировали.
Стоимость разработки нейминга
4 наименования - 16000 руб.
10 наименований - 30000 руб.
5 дней
Стоимость разработки логотипа
минималистичный - 20000
продвинутый + логобук - 49000
10 дней
Ускоренная разработка наименования, лого
цена х1.5
в 2 раза быстрее
Углубленный поиск на тождество и сходство
17000 руб
Стоимость регистрации товарного знака
от 25 000 руб.
3-6 месяцев
Возможно Вас заинтересуют другие услуги:
Новые статьи в блоге:
Популярные услуги