«Ноу-хау» (от англ. know how - "знать как") - это сведения любого характера, которые неизвестны третьим лицам и представляют определенную коммерческую ценность. Стоит отметить, что в гражданском праве понятия «ноу-хау» и «секрет производства» считаются определенными синонимами и заменяют друг друга.
Большинство компаний в процессе осуществления своей деятельности разрабатывают новые технические решения и желают сохранить эти сведения в тайне. К ним относятся способы производства и методика ведения бизнеса, изображения, схемы, методы управления финансами, расчеты, технологии, порядок совершения определенных действий и этот список можно продолжать.
Некоторые из них можно зарегистрировать, например, получить патент на изобретение, но тогда сущность вашей разработки станет известна всем. При этом ноу-хау зарегистрировать нельзя, то есть, вы не можете получить какое-то свидетельство или документ государственного образца о том, что этот секрет именно ваш и никому другому не принадлежит.
Сохранив информацию в тайне, компании удается успешно конкурировать на рынке и не сдавать свои позиции, а возможно даже стать лидером в определенной сфере благодаря секретным знаниям. При этом такие сведения можно также передать в пользование или «продать». Для этого заключается соответствующий вид договора о передаче прав на ноу-хау.
Например, ноу-хау может быть секрет приготовления какого-либо блюда. Допустим, вы владелец сети ресторанов французской кухни и ваш шеф-повар придумал новый рецепт приготовления жульена. Естественно, вы захотите сохранить его в тайне от своих конкурентов, если посетители ваших заведений по достоинству оценят новое творение французской кухни.
Секреты производства обладают следующими признаками, которые отличают их от других объектов интеллектуальной собственности:
К преимуществам относятся следующие особенности:
Несмотря на значительные достоинства, режим ноу-хау имеет и некоторые недостатки.
Таким образом, всегда существует риск, что недобросовестные сотрудники компании могут сообщить конкурентам данные, не подлежавшие оглашению. Если это произойдет, то с нарушителя можно потребовать выплаты компенсации по статье 1472 ГК РФ, но возмещение убытков или уплата штрафа вряд ли покроет все ваши потери. Поэтому обязательно необходимо информировать их о том, что они имеют доступ к секретным сведениям и понесут соответствующую ответственность в случае ее разглашения.
В первую очередь ноу-хау отличается от режима коммерческой тайны тем, что может использоваться не только юридическими, но и физическими лицами.
Понятие «коммерческая тайна» несколько шире, так как включает в себя абсолютно любую информацию, разглашение которой нанесет вред компании. Такого мнения придерживаются многие исследователи. По сути можно сказать, что в коммерческую тайну включено ноу-хау. К тому же ноу-хау – это всегда результат интеллектуальной деятельности человека. Например, это могут быть технологии производства товара, его состав, способ доставки. Все этот создано только в результате умственного (творческого) труда человека. В тоже время коммерческая тайна может включать и другие конфиденциальные сведения, например, данные о клиентах, партнерах, бюджет компании.
Для надежной охраны ноу-хау на предприятии необходимо вводить режим коммерческой тайны.
В законодательстве Российской Федерации защита ноу-хау регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Самыми основными из них являются:
Правовой режим охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, имеет как свои плюсы, так и минусы и перед выбором такого режима необходимо четко определиться с необходимостью его введения.
Регистрация ноу-хау на территории России не предусмотрена законодательством. Если вы захотите получить патент, то сведения сразу перестанут быть закрытыми, так как ФИПС публикует все поданные заявки. Обладатель секретных данных может только оформить ноу-хау в своей компании и таким способом установить режим коммерческой тайны. Это единственный способ осуществления защиты такой информации. Для этого необходимо совершить ряд определенных действий:
Да, это возможно. Для патента действует максимальная правовая защита со стороны государства, но при этом информация раскрывается. В случае с ноу-хау степень защиты всегда четко не определена и есть большой риск, что подобное решение узнают конкуренты или получат на него патент. При этом вы можете совместить эти режимы.
Необходимо установить на производстве режим коммерческой тайны и подать заявку на получение патента.По законодательству при отзыве предыдущей заявки вы можете подать следующую и так неограниченное число раз. Подача заявки устанавливает дату приоритета. Главное - это отозвать заявку до истечения 12 месяцев (иначе Роспатент опубликует сведения о ней) и затем подать новую заявку с датой подачи первой. Таким образом, у вас возникает время на доработку изобретения, информация остается секретной и недоступной третьим лицам.
Если же конкуренты каким-то образом узнают вашу коммерческую тайну и захотят получить патент на схожее с вашим техническое решение, сделать им это не удастся. Вы сразу можете продолжить делопроизводство по уже поданной заявке и первым получить патент, так как именно у вас есть приоритет его получения.
Если у вас нет достаточных знаний, опыта и времени для защиты ноу-хау, то специалисты патентного бюро «Первоисток» помогут оформить все необходимые документы. На вашем предприятии необходимо будет ввести режим коммерческой тайны. Для этого мы подготовим всю документацию.
Юристы в сфере интеллектуальной собственности разработают приказы, составят список информации, которая будет являться секретной, подготовят подробное Положение о коммерческой тайне и составят другие необходимые документы.
Защита ноу-хау – это всегда комплексный порядок действий, который требует знаний и опыта. Наши специалисты позаботятся об установлении режима конфиденциальности на вашем предприятии.
Оформление режима коммерческой тайны на предприятии
10 000 руб.
Подготовка соглашения о неразглашении
9 450 руб.
Сроки
1-2 недели
Популярные услуги
Популярные услуги
Патентное бюро
© 2006-2023 Все права защищены.