Постоянное технологическое совершенствование производства и внедрение инноваций ставит вопрос об определении стоимости интеллектуального капитала. В некоторых компаниях и предприятиях нематериальные активы (НМА) оцениваются в сотни миллионов долларов, что сразу влияет на ее имидж и положение на рынке.
Вопрос учета и оценки НМА актуален для создателей новых технологий, которые продают свои труды. Они должны точно знать, что продали их по адекватной рыночной цене. В то же время и покупатели таких активов должны понимать, чем обусловлена такая стоимость, чтобы не понести убытки, а быть уверенными в прибыли вложенных средств.
Но перед тем как перейти к основам оценки нематериальных активов, разберемся сначала с самим понятием.
Здания, машины, станки – это все материальные активы, а технологии, которые используются на предприятии – нематериальные. При этом последние обязательно должны приносить прибыль, иначе весь смысл их использования теряется.
Помимо отсутствия вещественного фактора и получения денежной выгоды, НМА присущи следующие критерии:
Предприятия, которые используют нематериальную собственность или придумывают полезные технологии и совершают с ними какие-либо сделки, обязательно должны их оценить. Иначе могут возникнуть проблемы с Федеральной налоговой службой при обосновании цены сделок.
Некоторые предприниматели не сразу могут определить нематериальный актив. Всегда стоит помнить, что речь идет об интеллектуальной собственности, а не о ее вещественном проявлении. Например, НМА будет являться новое музыкальное произведение, но не сам диск, на который оно записано.
Установленной классификации нематериальных активов на сегодняшнее время нет, но большинство исследователей относят к ним следующие объекты:
Обычно мегакорпорации сразу тот или иной объект относят к НМА. Самая основная проблема – это правильно его оценить.
Компании может понадобиться подробный анализ в любой момент: на этапе создания технологии, произведения, товарного знака или на момент их продажи. В большинстве случаев оценить нематериальный актив необходимо, если:
В любой из указанных выше ситуаций необходимо оценить нематериальный объект. Сложность заключается в определении справедливой стоимости актива, особенно, когда в этом заинтересованы две противоположные стороны договора. По понятным причинам продавец желает завысить цену, а покупатель – наоборот ее понизить, чтобы не переплачивать.
Поэтому всегда прибегают к помощи независимых экспертов-оценщиков. Важно выбирать такого специалиста, который занимается именно оценкой нематериальных активов и интеллектуальной собственности, а не недвижимости и других объектов, так как методология при подсчёте отличается.
Для того чтобы поставить такие объекты на баланс компании, необходимо определить их начальную цену. Всегда в таком случае учитывается источник возникновения нематериального актива. В большинстве своем ими являются:
Если корпорация приобрела НМА в результате заключения договора купли-продажи, лицензионного соглашения, то при определении первоначальной стоимости учитываются следующие показатели:
Если фирма сама создала нематериальный актив, то она капитализирует все расходы. В указанные выше затраты добавляются:
Не всегда компании правильно и полностью капитализируют все расходы и включают их в себестоимость товара/услуг. Поэтому затем приходится переоценивать имущество. Чаще всего первоначальная стоимость складывается из реальных затрат: пошлина на регистрацию объекта, зарплата сотрудников, оплата услуг юристов и т.д.
При внесении нематериального объекта в уставный капитал его стоимость согласовывается учредителями. Обычно они пользуются услугами независимого профессионального оценщика во избежание разногласий в стоимости оценки НМА. Она подтверждается отчетом, который можно предоставить партнерам и сотрудникам налоговой службы при необходимости.
Нематериальные активы передаются безвозмездно только в исключительных случаях. Например, внутри холдинга, так как они зависимы друг от друга.
Переоценивать активы в дальнейшем необходимо после постановки их на учет. Используются методы рыночного оценивания или амортизируется первоначальная стоимость.
1) Затратный подход – его суть состоит в определении расходов, которые понес правообладатель в результате создания нематериального объекта или его покупки. Обычно эти суммы отражены в официальных документах, например, лицензионный договор, платежное поручение и т.д. С помощью такого метода определяется себестоимость объекта и его первоначальная стоимость.
Но главный минус такого способа – это несоответствие изначальной цены дальнейшей прибыли. Ведь зачастую сумма, которая потратилась на создание или покупку товарного знака, будет значительно меньше выгоды, которую он принесет. Именно поэтому затратный метод используется редко, если другие подходы к оценке НМА не могут использоваться по каким-то причинам.
2) Доходный подход позволяет определить стоимость активов в будущем, то есть какое количество денег можно заработать с его использования. Риск применения такого подхода – большое количество предположений и отсутствие достоверной информации. Для этого используется несколько методов:
3) Сравнительный подход используется только в том случае, если на рынке представлена схожая компания с таким НМА. Аналогичный актив сравнивается с оцениваемым и таким образом определяется стоимость последнего. Но найти действительно схожий объект достаточно сложно, так как все нематериальные активы уникальны. Найти схожий возможно, но полностью одинаковый – нет.
Определим стоимость товарного знака
Исходные данные:
Рассчитаем прибыль от реализуемых товаров: (Н) 0,15 х (Q) 30 000 х (Ц) 15 000 = 67,5 млн рублей.
Стоимость ТЗ: (К) 0,25 х 67,5 = 16 875 000 рублей.
Каждый результат интеллектуального труда уникален. Поэтому при оценке стоимости НМА специалисты руководствуются не только стандартными правилами, но и собственным опытом. Профессиональное оценивание позволит снизить риски инвестиционных вложений, повысить имидж компании и увеличить стоимость всего бизнеса.
Сотрудники бюро «Первоисток» проведут грамотную оценку ваших нематериальных активов и предоставят подробный отчет о проведенной работе. Такой документ вы можете использовать при учете цены проводимых сделок, а также при нарушении ваших прав – в качестве доказательства в суде.
Оценка товарного знака по затратному методу
от 48 000 руб.
По доходному методу
от 6 000 руб.
Оценка патента по затратному методу
от 48 000 руб.
По доходному методу
от 96 000 руб.
Сроки
10 рабочих дней
Другие услуги:
Новые статьи в блоге:
Популярные услуги