Товарный знак — это зарегистрированное в ФИПС обозначение, призванное индивидуализировать товары. Его можно указать как нематериальный актив, и, как другие активы организации, он может быть оценен.
Оценка товарного знака — это определение его стоимости в денежном выражении.
В правоприменительной практике под термином «товарный знак» подразумевают как само понятие товарный знак, так и знак обслуживания. Однако корректнее разделять данные понятия, так как:
Впрочем, оценка знаков обслуживания производится аналогично товарным знакам.
Определение стоимости товарного знака понадобится в следующих случаях:
Этот вид деятельности регулируется Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ и Федеральными стандартами оценки, которые устанавливает Минэкономразвития. В частности, ФСО I, утвержденные Приказом № 200 от 14.04.2022, устанавливает общие стандарты, а ФСО XI, утвержденные Приказом № 659 от 30.11.2022г., посвящены интеллектуальной собственности.
Закон определяет деятельность по оценке объектов интеллектуальной собственности как профессиональную. Оценивать стоимость товарного знака могут те, кто отвечает установленным в законе критериям:
Оценщик может работать самостоятельно или по трудовому договору. Отчет об оценке в любом случае заверяется тем сотрудником, который его составил.
При поступлении задачи на оценку мы закрепляем за клиентом оценщика, который будет заниматься делом от начала и до конца, начиная от запроса и анализа документов до составления отчета.
Отсутствие оценки товарного знака может привести к негативным последствиям:
ГБОУ г. Москвы «Центр спорта и образования «Самбо-70» обратилось в арбитражный суд с иском к Фонду поддержки и развития спорта «Чемпион». Истец требовал признать недействительным договор об отчуждении товарного знака. В судебном заседании, изучив доказательства сторон, суд установил, что в 2020 году между сторонами был заключен договор, по условиям которого истец продал ответчику исключительное право на товарный знак «Самбо-70» за вознаграждение в сумме 10 000 рублей. Сомнения в действительности договора появились у нового директора ГБОУ.
Истец предоставил в суд отчет оценщика, согласно которому стоимость товарного знака на дату регистрации договора об отчуждении составляла 40 987 000 рублей.
В результате суд признал сделку недействительной и вернул ГБОУ исключительные права на товарный знак. На ответчика отнесены судебные издержки в размере 60 000 рублей и сумма госпошлины — 6 000 рублей. Однако его расходы могут возрасти в том случае, если истец отдельным иском потребует возмещения ущерба, понесенного в связи с заключением спорного договора.
(Дело № А40-70984/22-5-497)
При расчете стоимости названия или логотипа учитываются цели оценки.
В зависимости от цели выбирается вид стоимости, которую рассчитывает оценщик.
Стоимость может быть:
Это сумма, за которую товарный знак может быть продан при соблюдении следующих условий:
В этом случае цена товарного знака определяется:
При определении стоимости в данном случае предполагается:
Следует учитывать, что в нормативных актах могут встречаться иные термины, определяющие стоимость, например «реальная», «применимая», «разумная». Во всех этих случаях подразумевается рыночная стоимость.
Об этом говорится в ст. 7 ФЗ «Об оценочной деятельности».
Расчет стоимости товарного знака состоит из нескольких этапов.
На этом этапе определяются цели и объекты оценки, выбирается вид стоимости товарного знака.
Когда задание оценщику сформулировано, оно включается в текст договора. Кроме того, в договоре указываем сведения об оценщике, включая фамилию, имя и отчество, данные саморегулируемой организации в которой он состоит и страхование ответственности. Фиксируем сумму вознаграждения оценщика и дату, на которую выполняется оценка. В договоре также указываются сведения, подтверждающие независимость оценщика от заказчика, и перечисляются стандарты, которые будут применяться при расчете стоимости товарного знака.
Как правило, заказчик предоставляет:
Список необходимой документации может меняться. Окончательный перечень данных определяется оценщиком по согласованию с клиентом.
Оценка наших экспертов является независимой, это требование закона. Однако если у клиента есть соображения относительно стоимости товарного знака, он может предоставить документы, на которых основано его мнение. Оценщик изучит данные, и в случае, если они влияют на стоимость товарного знака, примет их к сведению.
При проведении расчетов оценщик изучает большой объем информации. Учитывается выгода от использования товарного знака, срок его действия, наличие лицензионных договоров. Кроме того, он анализирует другие факторы, которые могут повлиять на оценку. Их можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы — это состояние рынка, состояние и перспективы отрасли, в которой используется товарный знак, сведения о сделках с аналогичными объектами.
Внутренние факторы включают в себя сведения о продукции, которая выпускается под товарным знаком, ее ассортимента, непосредственных финансовых результатов от использования бренда.
Необходимую информацию наши сотрудники получают не только от заказчика. Мы составляем запросы лицам и организациям, которые располагают нужными сведениями. В случае необходимости наши оценщики привлекают к процессу экспертов в различных отраслях экономики.
При проведении оценки используются разные подходы.
Оценщик может использовать один из подходов или сочетать их, согласовывая получившиеся результаты.
Отчет оценщика соответствует следующим принципам:
В отчете указываются сведения об оценщике, заказчике, основаниях оценки, дате ее проведения, порядковом номере отчета. Если к работе привлекались внешние организации, отчет содержит информацию о них. Отражается анализ всех факторов и процесс расчета, обосновывается применение подходов к оценке и отказ от них, фиксируется итоговая стоимость товарного знака.
Если отчет составляется для залога, то в него включается раздел, в котором указывается информация о ликвидности товарного знака.
Мы составляем отчет в электронной форме или на бумажном носителе по согласованию с заказчиком. Электронный отчет заверяется электронной подписью оценщика.
Отчет - это официальный документ. Он может использоваться везде, где нужно подтверждение стоимости товарного знака, с учетом вида стоимости и периода, на который она определена.
С 01.01.2024 года в бухгалтерском учете применяется новый ФСБУ «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина от 30.05.2022г. № 86н. Документ внес изменения в существовавший ранее порядок. Он не распространяется на учет товарных знаков, созданных организацией самостоятельно, а применяется при учете прочих результатов интеллектуальной деятельности, например, приобретенных по договору (п. 8 ФСБУ). Такие товарные знаки теперь учитываются только по первоначальной стоимости. В этом случае стоимость актива не меняется и рассчитывается исходя из суммы вложений на его приобретение. Для ее расчета используется затратный метод. Второй метод, с использованием переоцененной стоимости, к товарным знакам теперь неприменим (п. 18 ФСБУ).
Для товарных знаков, которые были созданы организацией самостоятельно, до 01.01.2024 года, учитываются расходы:
Капитализация товарного знака зависит от разных факторов. Стоимость обозначения может быть даже выше, чем стоимость материальных активов.
В 2022 году самым дорогим брендом в мире стал Amazon — 299,3 млрд долларов. За ним идут Apple (297,5 млрд долларов) и Google (281, 4 млрд долларов).
В России лидировал Сбер — со «скромной» стоимостью в 12 млрд долларов он обогнал такие зарубежные бренды, как Michelin, Rolex и Hilton.
Корректная оценка товарного знака требует квалификации и опыта. Закон четко указывает, что правовое значение имеет только отчет профессионального оценщика, оформленный в соответствии с требованиями нормативных актов. Определение стоимости наобум может привести к негативным последствиям, вплоть до признания налоговых правонарушений.
На вопросы, связанные с оценкой товарного знака, ответят сотрудники патентного бюро «Первоисток». Для получения бесплатной консультации наберите по номеру 88003024957 или оставьте заявку на обратный звонок.
Наши услуги:
Новые статьи в блоге:
Популярные услуги