Географическое указание (ГУ) – это обозначение, которое указывает на происхождение товара с определенной территории (города, области, села и т.д.). Продукция, которая указывает на географический объект, отличается по качеству и другим характеристикам от схожих (однородных) товаров (п. 1 ст. 1516 ГК РФ).
Регистрация географического указания позволяет повысить узнаваемость бренда не только в отдельном субъекте, но и по всей России или миру.
Наличие на упаковке товара определенной географической местности создает у потребителя ожидание от покупки и вызывает больше доверия по сравнению с другими брендами. Регистрация ГУ способствует продвижению региональных компаний, увеличению производства и продажи продукции.
Например, зарегистрировано географическое указание «Кубань» для вина и шампанского. У потребителя это наименование явно ассоциируется с Краснодарским краем, так как является его простонародным названием.
Содержание кальция и железа в почве, благоприятные климатические условия и достаточное количество солнца влияют на конечный вкус и аромат вина. Все это делает продукт уникальным и узнаваемым среди потребителей. Поэтому указание на винах «Кубань» привлечет внимание покупателя, который знаком с такой продукцией, и поспособствует покупке.
Понятие «географического указания» введено в законодательство совсем недавно – в июле 2020 года. Поэтому таких объектов интеллектуальной собственности зарегистрировано еще очень мало. По состоянию на 1 марта 2022 года в Реестр внесено 20 географических указаний. Ознакомиться с каждым наименованием можно на официальном сайте Роспатента.
Многие путают географическое указание (ГУ) и наименование места происхождения товара (НМПТ). При этом это разные средства индивидуализации, у которых есть свои отличия и сходства. В этой статье мы рассмотрим их и разберем, как зарегистрировать географическое указание.
Географическое указание | НМПТ |
---|---|
Свойства товара в значительной степени связаны с его географическим происхождением | Все характеристики товара полностью связаны с географическим объектом, его природными условиями и человеческим фактором |
Может быть неизвестно покупателям | Известно потребителю, так как используется уже длительное время |
Достаточно, чтобы на определенной территории проводилась только одна стадия производства, которая влияет на качество продукции и ее репутацию | В определенной местности выполняются все стадии производства товара |
Правообладатель сам собирает документы, которые подтвердят, что он производит товар, качество которого в большей степени обусловлены определенной местностью | Предоставляется заключение уполномоченного органа, которое подтвердит, что заявитель производит товар в границах географического объекта. Без этого заключения зарегистрировать НМПТ нельзя |
В таблице мы кратко указали отличительные особенности НМПТ от ГУ и в целом их можно отличать по степени известности, количества стадий производства в пределах местности и зависимости качества продукции от связи с этой территорией.
Наименование места происхождения товара всегда уже давно известно потребителю, сам продукт полностью производится в границах определенной местности (выращивается сырье и производится товар), а его свойства уникальны, потому что полностью зависят от территории.
Например, НМПТ «Тульский пряник» очень известный продукт и вряд ли в России найдется человек, который о нем не слышал. Полное описание особых свойств этого товара можно прочитать в Реестре. Мы укажем только некоторые из них:
Для регистрации НМПТ предъявляются более жесткие требования, как это видно из таблицы, поэтому получить свидетельство на ГУ значительно легче. Это предоставляет региональным производителям возможность защиты своих прав на географическое указание, если оно «недотягивает» до НМПТ. Чаще всего оформить НМПТ не получается, потому что процессы его производства выполняются в разных областях России.
Если все же вы желаете зарегистрировать наименование места происхождения товаров, то ознакомиться со всем подробно можете Если все же вы желаете зарегистрировать наименование места происхождения товаров, то ознакомиться со всем подробно можете в статье «Регистрация НМПТ» .
1. Связаны с определенной местностью, хоть и в разной степени. Для НМПТ весь цикл производства товара происходит в пределах одной территории, а ГУ достаточно только выращивания сырья или расположения завода в этой местности.
2. Могут зарегистрировать граждане, индивидуальные предприниматели, компании, а также их объединения (ст. 1518 ГК РФ). Достаточно большой перечень заявителей, чего не сказать, например, о будущих правообладателях товарного знака, потому что ими могут быть только ИП и юридические лица.
3. Исключительное право предоставляется любому заявителю, который изготавливает продукцию в пределах географической местности, а продукция полностью соответствует характеристикам, указанным в Реестре (п. 2 ст. 1518 ГК РФ). Для регистрации он подает заявление и присоединяется к уже зарегистрированному географическому указанию, если его товар соответствует определенным свойствам и требованиям законодательства. Поэтому можно сказать, что исключительное право на ГУ не гарантирует монополию на использование этого названия местности;
4. Нельзя «продать» или выписать лицензию на пользование исключительным правом (п. 6 ст. 1519 ГК РФ), так как это прямо запрещено законом. Таким образом, вы можете сами использовать географическое указание, которое зарегистрировали, но предоставить кому-нибудь эту возможность (распоряжаться своим правом) за вознаграждение нельзя.
5. Свидетельство действует на протяжении 10 лет и его можно продлить неограниченное число раз (ст. 1531 ГК РФ). Для этого в последний год действия охранного документа подается соответствующее заявление в Роспатент. Помимо этого, предоставляется документ, который подтверждает, что правообладатель все также производит товар, полностью отвечающий характеристикам, указанным о нем в Реестре.
Весь пакет заявочной документации вы направляете в Роспатент, а именно:
После того как вы подали документы, следует оплатить государственные пошлины. За регистрацию заявки оплачивается 3000 рублей и за проведение экспертизы – 13000 рублей. При этом для некоторых юридических лиц – научных и образовательных организаций, субъектов малого предпринимательства, а также ИП – предусмотрены льготы. Пошлина за регистрацию заявления составит 1800 рублей, а за экспертизу – 3780 рублей.
Не забудьте, что если направить документы в электронном варианте, то сумма снизится на 30%.
Сотрудники Роспатента проверяют, все ли документы вы подали, оплатили ли пошлины, а главное, – соответствует ли ваше географическое указание требованиям действующего законодательства. Если в ходе проверки у экспертов возникнут какие-то вопросы, то они направят вам запрос. Ответ на него необходимо предоставить не позднее трех месяцев, как получите соответствующее уведомление от ведомства.
Если все в порядке, то вы оплачиваете пошлину за регистрацию ГУ (18000 рублей) и выдачу на него свидетельства (3000 рублей). При этом бумажная форма свидетельства не является обязательной, при регистрации ГУ после оплаты пошлины выдается свидетельство в электронной форме, которое имеет такую же юридическую силу. Отдельные категории заявителей (их мы указали выше) заплатят только 5600 рублей.
Получить свидетельство на географическое указание можно самостоятельно. Главное – соберите весь пакет документов и уплатите пошлины в Роспатент. Если вы не хотите заниматься этим сами, то всю работу по оформлению исключительного права стоит доверить патентным поверенным компании «Первоисток».
Регистрация географического указания
43 000 руб.
Регистрация права пользования географическим указанием
43 000 руб.
Госпошлины
стандартный размер 34000 руб.,
для льготных категорий 11130 руб.
Срок
6-11 месяцев
Новые статьи в блоге:
Возможно Вас заинтересуют другие услуги:
Популярные услуги