Патент на сайт

Интро

Волна доменных споров 2010 – 2020 гг. поставила перед обществом новую задачу. Бизнес всерьез задумался над правовой охраной виртуальных площадок. Однако возможности выдачи единых патентов на сайты законодатель не предусмотрел. Для обеспечения защиты приходится пользоваться всем комплексом инструментов интеллектуального права. Как это происходит на практике, расскажем в нашем материале.

Право собственности на сайт

Гражданский кодекс России не дает исчерпывающего перечня имущества, которым могут владеть и распоряжаться участники оборота. Статья 128 признает возможность установления прав собственности на вещи, ценные права и иные блага. Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) также отнесены к категории имущества. Именно это позволяет создать эффективную систему защиты виртуальных площадок.

Наши юристы предлагают уникальные комбинации на основе авторских, патентных, смежных прав.

Собственностью становятся отдельные элементы сайтов.

Правовой охране подлежат:

 

Получить бесплатную консультацию

 

Комплексная защита выстраивается путем оформления документов, внедрения специальных режимов работы, регистрации средств индивидуализации, промышленных образцов и изобретений. Особую роль приобретает депонирование авторских разработок, а также настройка систем мониторинга обращения контента в сети.

Системная правовая охрана сайта

 комплекс мер для защиты сайта

 

Концепция защиты

Разрабатывая модель правовой охраны виртуального актива, наши юристы стремятся к максимальному охвату. Решить задачу позволяет пирамидальный принцип. В основу системы закладывают защиту коммерческой информации, а затем оформляют права на технические решения, контент, наименования и обозначения.

Пирамидальная модель патентования сайта

 уровни защиты сайта

Охрана информационного базиса

Качественную систему защиты сложно создать без ограничения доступа к коммерческим сведениям. Еще на этапе утверждения технического задания с клиентом обсуждают вопрос внедрения специальных режимов документооборота. Весь блок информации разбивают на несколько групп:

  1. Общедоступные данные. Цены на товары, руководства и инструкции, адресованные потребителям, рабочие телефоны и e-mail должностных лиц, рекламные материалы – все это должно находиться в свободном доступе в силу ст.ст. 4, 8,9,10,11 закона № 2300-1 от 07.02.1992 г.
  2. Конфиденциальная информация. Это наиболее массивный блок, охраняемый за счет издания компанией внутренних локальных регламентов. Ввести режим конфиденциальности компания вправе в силу ст. 4 закона № 98-ФЗ от 29.07.2004 г. Таким способом можно защитить алгоритмы приема, анализа, обработки заявок, аналитику сайта, результаты маркетинговых исследований и т.д.
  3. Персональные данные. Необходимость системы защиты сведений работников и клиентов обусловлена ст. 7 закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. Концепция комплексной правовой охраны сайта включает помощь в организации надлежащей работы с большими данными «big data».
  4. Коммерческая тайна. Этот режим вводится для сайтов с обширной и ценной клиентской базой по правилам ст. 9 закона № 149-ФЗ от 27.07.2009 г.
  5. Ноу-хау. Если в работе интернет-площадки используются уникальные алгоритмы, методики или технические решения, разрешается вопрос об оформлении таковых в статусе секрета производства (ст. 1465 ГК РФ). Сущность ноу-хау не раскрывается перед третьими лицами, что позволяет длительное время пользоваться преимуществами.

Регулирование доступа к информационным банкам – это подготовительный этап, создание своеобразного фундамента системы правовой охраны. Юридическая защита может выстраиваться и без указанных механизмов. Однако в таком случае сложно гарантировать надежность «патентного щита» виртуального бизнеса.

Права на контент

Наполнение сайта, как правило, попадает под определение объектов авторского права (ст.1259 ГК РФ). С момента создания законом охраняются:

  • тексты;
  • аудио- и видеозаписи;
  • изображения;
  • уникальные шрифты;
  • детали художественного оформления веб-страницы;
  • исходный код сайта;
  • программы, алгоритмы, приложения;
  • базы данных.

Юридической защите подлежат, в том числе переработанные произведения, комбинации охраняемых элементов.

Двухуровневая модель

Авторское правоИсключительное право

Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения может быть только физическое лицо. Если контент создается владельцем сайта лично, дополнительного оформления не требуется. Доказательством авторства служат черновики, исходные цифровые файлы, свидетельские показания других людей.

В отношении особо ценных объектов применяют депонирование. Процедура предполагает свидетельствование копии произведения с указанием места, времени и личных данных предъявителя. Услуги депонирования оказывают общественные организации, в том числе патентные бюро. Суды принимают выданные такими организациями свидетельства в качестве доказательства авторства (решение АС Татарстана по делу 65-25434/2020)

Если контент создают сторонние исполнители, наши юристы помогают правильно оформить договоры (ст. 1296 ГК РФ). При составлении соглашений  внимание уделяют не только передаче исключительных прав на произведения, но также специальным оговоркам. Так, документальному закреплению подлежат разрешения автора:

  • на анонимную публикацию;
  • на переработку, изменение произведения;
  • на уничтожение объекта.

Кроме того, при составлении договоров юристы защищают клиента от риска претензий со стороны неизвестных соавторов. Особые пункты перекладывают на контрагента ответственность за убытки в случае появления таких лиц.

Если контент создают сотрудники клиента, выстраивается система документов по передаче  служебных произведений (ст. 1295 ГК РФ). Такие меры страхуют компанию от споров с авторами при увольнении (Определение Петербуржского городского суда от 06.11.2018 г. по делу № 2-4099/2018)

В отношении программ и баз данных мы применяем дополнительные инструменты защиты. Согласно ст. 1262 ГК РФ таковые могут регистрироваться Роспатентом. Оформление свидетельства значительно повышает ценность РИД, а также существенно упрощает доказывание исключительных прав на использование объекта. Дополнительно программу можно включить в реестр отечественного ПО. Это обеспечит возможность работы в специфических нишах, например,  откроет путь к сотрудничеству с госструктурами.

 свидетельство о регистрации программы для эвмсвидетельство о рег базы данных

Исходный код – это авторское произведение, соответствующее критерию программы для ЭВМ. Его можно зарегистрировать с момента написания. Код охраняется авторским правом, любая его переработка или фрагментарное копирование признается нарушением исключительных прав (дело № А56-10049/2019 «ООО «Барсум» против ООО «Инлайн Про»).

Если сайт находится в стадии доработки, имеет смысл обеспечить временную охрану путем депонирования. Платную же процедуру регистрации в Роспатенте лучше пройти с конечным продуктом.

Охрана дизайна и интерфейса сайта

Для защиты интернет-страниц успешно применяют ст.ст. 1349, 1352 ГК РФ. Нормы посвящены патентованию промышленных образцов. Именно эта модель оптимально подходит для защиты интерфейса и дизайна. Правовая охрана предоставляется как отдельным элементам, так и целым порталам.

 

 зарегистрированная эмблема 

Эмблема № RU59867S_20060816

 интерфейс сайта

Интерфейс ПО № RU84436S_20130216

 набор страниц сайта

Набор страниц сайта № RU74041S_20100216

 

Условием патентования интерфейса и дизайна сайта является оригинальность и новизна. При этом правовая охрана предоставляется не картинке, а визуальному отображению в динамике. Эта особенность промышленных образцов существенно повышает уровень защиты. Патент гарантирует исключительные права на комбинацию цветов, расположение кнопок, иконки, эмблемы, вкладки.

Обратите внимание! Сайт, созданный с помощью конструктора, зарегистрировать в качестве промышленного образца не получится. В основе такой разработки лежат  шаблоны, что противоречит критерию новизны. В этом случае имеет смысл защищать творческие изменения исходного кода, контент, логотипы и обозначения.

Патентование интерфейса – мощный инструмент конкурентной борьбы. Копирование коммерческих электронных площадок грозит серьезными убытками и даже полным крахом виртуального бизнеса. Такие ситуации часто становится предметом судебных разбирательств.

Примером служит дело № А56-75305/2018. В рамках спора компания «ВЕРИТИ» взыскала компенсацию в 500 000 рублей за нарушение исключительных прав на оформление сайта и программное обеспечение.

Возмещение в 200 000 удалось получить владельцу портала https://cubecode.ru при выявлении незаконного копирования и переработки дизайна конкурентом (дело № А56-53395/2021).

При этом во всех процессах основной проблемой правообладателей становилось доказывание принадлежности спорного актива. Наличие патента снимает этот вопрос, перекладывая бремя на оппонента.

 

Несколько иной подход практикуют применительно к алгоритмам. Способы сборки сайта, хранения или обработки данных патентуют как изобретение. Правовой основой служит статья 1350 ГК РФ. Норма позволяет защищать приложения и сервисы.

запатентованный метод обработки запросов

Метод обработки запросов № WO2017061902A1_20170413

патент на алгоритм

Алгоритм обработки данных веб-страниц № WO2020013724A1_20200116

Регистрация средств индивидуализации

Наименование сайта, логотипы, эмблемы, доменное имя оформляют в качестве товарных знаков. Статьи 1477, 1480, 1482 ГК РФ позволяют зарегистрировать исключительные права на использования словесных, изобразительных и иных обозначений. Охрана предоставляется с момента выдачи Роспатентом свидетельства.

Регистрация доменного имени не заменяет товарного знака.

Отечественные суды окончательно признали приоритет за правообладателями коммерческих обозначений. Игнорировать этот уровень защиты крайне опасно. Согласно исследованию Координационного центра доменов .RU/.РФ. количество сетевых адресов в 10 раз превышает число зарегистрированных средств индивидуализации. Риск запрета использования домена в таких условиях чрезвычайно высок.

 

соотношение доменных имен к товарным знакам

 

Наиболее безопасной будет схема первичной регистрации товарного знака.

Доменное имя лучше выбирать после получения свидетельства Роспатента. Если действовать по такому алгоритму не представляется возможным, на период оформления стоит депонировать эскизы словесных и изобразительных обозначений. В этом случае у компании появится охрана фирменной символики по общим принципам авторского права.

Важно! Выиграть дело у патентного тролля, зарегистрировавшего товарный знак с целью захвата прибыльного сайта, очень сложно. Для опровержения доводов истца потребуется предъявить суду доказательства явной недобросовестности. В числе немногочисленных примеров можно назвать спор между акционерным обществом «Ньюс Медиа»  и владельцем портала life-news.ru. В апреле 2008 года предприниматель зарегистрировал доменное имя и приступил к работе в виртуальном пространстве. Будучи на пике популярности, мужчина получил иск о нарушении исключительных прав. Акционерное общество ссылалось на регистрацию товарного знака в октябре 2012 года. Судебное разбирательство длилось около 3 лет и закончилось победой ответчика. Причиной поражения «Ньюс Медиа» стало явное злоупотребление правом (постановление СИП от 22.09.2016 г. по делу А40-60158/2016). Однако этот случай является редким исключением. Свыше 80% дел разрешается в пользу владельцев торговых марок.  

 

 

Можно ли запатентовать идею или базовую концепцию сайта?

Нет, правовую охрану закон предоставляет только конкретным техническим решениям и средствам индивидуализации.

 

Как повысить ценность бизнеса за счет РИД?

Стоимость компании резко возрастет после регистрации товарного знака, а также получения патентов на промышленный образец (дизайн, интерфейс сайта), изобретение (алгоритмы и способы). Дополнительным активом может стать ноу-хау в форме особых методик обработки информации, клиентской базы, результатов аналитики big data и т.д.

 

Обязательно ли проходить все ступени патентования сайта?

Нет, решение остается за клиентом. Пирамидальный принцип обеспечивает максимальную юридическую защиту. Однако для отдельных видов бизнеса достаточно регистрации товарного знака или патентования интерфейса.

Разработка модели правовой охраны сайтов требует командной работы. Юристы тесно взаимодействуют с патентоведами, IT-специалистами, маркетологами. Эффективная концепция во многом зависит и от четкого технического задания. Именно поэтому мы стремимся работать с клиентами индивидуально, глубоко погружаясь в коммерческие процессы.

Патентование сайта – это нестандартная услуга, направленная на получение конкретного документа. Единой схемы здесь не будет, ведь задачей становится комплексная защита от широкого спектра рисков. Воспользуйтесь бесплатной консультацией, чтобы получить предварительный план правовой охраны вашего интернет-портала.

Оставить заявку на бесплатную консультацию

 

 

Наши услуги:

    

 

 

 

Новые статьи в блоге:

  

  • — Бесплатная проверка и подробная консультация
  • — Гарантия доведения до положительного решения
  • — Сэкономим ~10 000 рублей на госпошлине
  • — Все цены фиксированы без скрытых платежей
Александр Дубок
Получите бесплатную консультацию по патентованию и охране интеллектуальной собственности
Я даю свое согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь с условиями и политикой конфиденциальности
Наши клиенты
Ваша заявка принята
В самое ближайшее время мы свяжемся с Вами!
Патентное бюро «Первоисток»