Если выражаться юридическим языком, то получить патент можно только на промышленные образцы, изобретения и полезные модели. Что касается наименования компании и логотипа, то их именно регистрируют как товарный знак. Это абсолютно разные процедуры.
Но в обычной жизни те, у кого нет юридических знаний, заменяют понятия «запатентовать название и логотип» и «регистрация товарного знака». В этой статье мы их будем считать синонимами.
Теперь более подробно остановимся на том, что подразумевается под названием фирмы и ее логотипом.
Название – это словесное обозначение, комбинация букв различного шрифта, слоган. К нему относятся название юридического лица, которое внесено в ЕГРЮЛ, доменное имя, аккаунт в социальной сети или именной бренд известной личности и т.д. Такие названия очень часто регистрируются как товарные знаки. Некоторые ИП регистрируют свое имя и фамилию.
Логотип – это изображение, которое у потребителя ассоциируется конкретно с вашей продукцией. Это может быть какая-то милая картинка животного, набор линий, авторский шрифт или эмблема.
Их всего два – патентуете название как товарный знак и/или оформляете патент на логотип.
Получить свидетельство можно на название (словесное обозначение), картинку без каких-то букв (изобразительный знак) или соединить их вместе и получить права на комбинированный товарный знак.
Некоторые логотипы можно запатентовать как промышленный образец. Чаще всего это упаковка продукции, его форма, дизайн. Можно одновременно оформить за собой логотип как товарный знак и плюс защитить упаковку продукта, то есть получите двойную защиту.
Если вы используете товарный знак и ведете свой бизнес, то обязательно стоит зарегистрировать его. Пока вы этого не сделали, кто угодно может его использовать для маркировки товаров, и это совершенно законно. Особенно, если вы не сможете доказать, что маркировали свою продукцию фирменным наименованием. В итоге ваш бренд не будет ассоциироваться именно с вашей компанией. Основное предназначение товарного знака – индивидуализация товаров и услуг.
После патентования (регистрации) у вас возникают исключительные права на товарный знак, которые дают массу преимуществ:
Представьте такую ситуацию: кто-то пользуется вашим товарным знаком или знаком обслуживания без вашего разрешения, а вы давно работаете на рынке. Можете смело обращаться в суд с иском и взыскивать с нарушителей до 5 млн. рублей.
Помимо этого, вы вправе потребовать уничтожения контрафакта и запрет на использование обозначения.
Например, вы зарегистрировали логотип «Счастье вкуса» для продажи кондитерских изделий, которые сами производите. Спустя несколько лет узнаете, что какой-то предприниматель в другом городе открыл кондитерскую под вывеской «Счастье вкуса». Вы можете сразу обращаться в суд и ваше свидетельство о регистрации будет одним из доказательств нарушения ваших прав.
Для этого нужно оценить товарный знак одним из методов: затратным, сравнительным или доходным. Конечно, это выполняют опытные оценщики. За ней вы можете обратиться в нашу компанию, и профессиональный оценщик рассчитает стоимость вашего товарного знака.
Например, вы создали логотип или изменили тот, который был, и потратили на это не только время, но и денежные средства. Их можно включить в имущество организации, что только повысит ваш престиж и приоритет перед инвесторами. В мире много предприятий, у которых доля нематериальных активов на порядок выше, чем объем материальных – физического имущества.
Для прохождения этой процедуры обязательно надо зарегистрировать товарный знак. Чтобы запретить использовать фальсифицированную продукцию, стоит обратиться в суд для защиты ваших прав. Такие товары крайне отрицательно отражаются на репутации компании-владельца товарного знака, особенно, когда их качество отличается в худшую сторону.
По договору франшизы (второе известное название - франчайзинг) вы передаете все исключительные права в пользование за вознаграждение – ее размер устанавливается соглашением. Чаще всего такие сделки заключают владельцы кафе, ресторанов, служб доставки, магазинов и компании по производству одежды.
Если просто выдаете лицензию, то предприниматели могут продавать товары под вашим логотипом, но за определенную плату. Выдаете лицензию и увеличиваете свой доход.
Это только расширяет ваш бизнес, но без регистрации франчайзи (приобретатель франшизы) может обратиться в суд и взыскать компенсацию за незаконное обогащение, если название вам не принадлежит.
Таким образом, ответ на вопрос «Зачем регистрировать свой товарный знак?» очевиден. Зарегистрировать обозначение обязательно стоит, если хотите получать с этого прибыль, обезопасить себя от конкурентов и повысить авторитет компании в глазах партнеров и инвесторов.
Самое главное нарушение, с которыми сталкиваются правообладатели товарных знаков – кто-то использует такой же или похожий знак. В итоге нарушитель получает доход, а вы теряете клиентов и несете убытки. Ведь если он будет наносить ваш товарный знак, а товар будет хуже, покупатель решит, что это вы испортили его.
Второй вариант – другая организация использует в интернете ваш домен. Если есть свидетельство на товарный знак, то вы сможете запретить использовать доменное имя.
Если вы придумали графическое и словесное обозначения, то это не означает, что их зарегистрируют. Они должны соответствовать нормам закона, которые указаны в ст. 1483 ГК РФ. Мы рассмотрим самые основные основания для отказа в регистрации, которые стоит учитывать при разработке:
Вы не сможете запатентовать название или логотип «Творожный йогурт» для производства кисломолочных продуктов. Он указывает на свойство товара «творожный» и содержит общеупотребительное слово «йогурт». В этой ситуации нужно доработать название, к примеру, Творожное облако – достаточно уникальный и оригинальный вариант.
Допустим, вы закупаете ткани, дополнительный материал или осуществляете пошив платьев в Милане, за счет чего они обладают отличительным качеством. Таким образом, приобретая продукцию марки «Миланский шик», у человека однозначно будут ассоциации с этим итальянским городом, которые придется подтвердить.
То же самое касается и состава самих товаров. Например, запатентовать название «Малиновая радость» не получится для производства клубничного джема – прямое введение в заблуждение. Приобретая такой продукт, человек явно желает купить малиновое варенье, а не клубничное.
Например, запатентовать торговую марку «Королевский завтрак» для кофе, чая, пряностей и сладостей не получится, так как оно зарегистрировано 28 июня 2017 года, № 621430.
Не уверены, подпадает ли ваше название под какое-то ограничение? Тогда обратитесь к патентным экспертам, которые помогут вам разобраться в этом деле и дадут рекомендации по исправлению названия для его успешной регистрации.
Уникальный товарный знак или нет – это проверяют эксперты Роспатента и от результатов этой проверки зависит регистрация вашего наименования. Если окажется, что ваш товарный знак копирует какой-то чужой, то вам откажут, а пошлины, которые вы оплатили, не вернут. Поэтому рекомендуется проверить название на уникальность. Как это сделать? Самостоятельно или обратиться в патентное бюро за помощью.
Поиск выполняется по товарный знакам, которые зарегистрированы ведомством, а также по заявкам и изображениям. Если до вас подали заявку на регистрацию наименования, то она имеет приоритет перед вашей. Нужно проверять не только зарегистрированные названия, но и заявки, по которым не принято решение.
Есть много сервисов, по которым вы можете самостоятельно проверить знак, например, Линкмарк. Но для того, чтобы посмотреть поданные заявки и логотипы, надо будет заплатить.
При проверке обязательно указываются классы МКТУ – это международная классификация товаров и услуг, в соответствии с которой определяют, к какому классу относится сфера вашего бизнеса. Всего классов 45, из них с 1-го по 34-й – товары, а с 35-го по 45-й – услуги.
Если у вас салон красоты, то вам подойдет 44 класс, а если кафе, то 43. При этом если у вас есть авторские рецепты десертов, коктейлей, тогда добавьте 30 и 32 классы.
Самостоятельно определить классы не просто. Если ошиблись, то можете зарегистрировать знак в классе, который не имеет никакого отношения к вашему бизнесу. Исправить это возможно только в виде повторной регистрации, но придется снова оплачивать пошлину.
Нужно не просто проверить товарный знак, но и провести анализ полученных данных. Сходные знаки надо особенно внимательно проверить, чтобы определить, насколько уникальный у вас вариант.
Именно поэтому лучше всего доверить проверку патентным поверенным, потому что они часто регистрируют объекты интеллектуальной собственности. Сначала наши специалисты проверят ваше обозначение на уникальность. Если выяснится, что его нельзя зарегистрировать, есть существенные риски отказа, то мы предоставим вам рекомендации. Такая проверка позволяет удостовериться в возможности регистрации, внести исправления до отправки документов и экономит ваши ресурсы.
Проверяете название и логотип, и только потом переходите к следующему шагу.
Перечень документов мы укажем далее. Важно правильно все заполнить и не пропустить обязательные поля.
Регистрироваться товарный знак будет в Роспатенте. Документы можете отправить через электронные сервисы АРМ Регистратор или Госуслуги. Но для этого понадобится ЭЦП, потому что именно ей надо подписать заявку.
Также можете направить пакет документов по почте или отнести в окно приема документов в Москве.
После подачи заявки ей присвоят специальный номер, который необходимо указать в квитанции.
Сумма будет зависеть от количества классов, в отношении которых вы регистрируете товарный знак. Юридическое лицо или ИП подает заявку, это не влияет на сумму.
Все документы подаются в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Вы можете подать заявку в Роспатент через сайт ФИПС, Единый портал государственных услуг, головной офис ведомства, по почте или факсу.
Заявочная документация:
Она заполняется на русском языке. Если приложенные документы вы заполнили на иностранном языке, тогда приложите их перевод.
В заявке указываются следующие сведения:
Своими силами заполнить заявление сложно, так как нужно не только указать правильную информацию и не ошибиться, но также описать заявленное наименование и выбрать нужные классы МКТУ. На этапе предварительной экспертизы ФИПС проверяет правильность заполнения заявки и уплату пошлин. Неграмотное оформление может привести к отказу в предоставлении услуги.
Дальше проходит экспертиза по существу. Если эксперт выявит какие-то препятствия, то получите уведомление и на него нужно будет подготовить содержательный ответ.
Для получения положительного решения от Роспатента можно попробовать:
Предварительный отказ – это не отказ в регистрации товарного знака. Эксперт укажет, какие названия или логотипы он считает похожими, а вам нужно доказать отличие.
Если не получится убедить эксперта в отсутствии сходства до степени смешения, тогда получите решение об отказе.
Обязательно оплачиваете следующие госпошлины (в рублях):
Правовая охрана предоставляется на десятилетний срок. При этом вы можете продлить товарный знак еще на 10 лет и так неограниченное число раз. Рекомендуем начинать процесс продления за год до окончания действия свидетельства.
Если же вы не успеете подать все документы, то у вас есть еще дополнительные 6 месяцев на это. В противном случае срок действия патента на наименование истечет и его сможет запатентовать любой желающий.
Патентование названия фирмы и логотипа (оно же «процедура регистрации товарного знака») требует отдельных знаний в области интеллектуальной собственности и ее оформления. Для того чтобы сэкономить деньги и время, лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам.
Патентные поверенные бюро «Первоисток» ежедневно занимаются вопросами, которые связаны с регистрацией интеллектуальной собственности. Они оформят все документы, отправят их в Роспатент, ответят на все уточняющие запросы ведомства.
Бесплатная консультация
Возможно Вас заинтересуют другие услуги:
Новые статьи в блоге:
Популярные услуги